Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:15 

скрапбукинг

00:50 

скрапбукинг

00:29 

о главном

отрывки из писем матери Терезы



НЕ РАСТРАЧИВАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ПОНАПРАСНУ

Люди часто тратят свою жизнь на то, чтобы приобрести вещи, которые на самом деле им не осо­бенно нужны. Многие люди говорят: «Я должен пользоваться жизнью. Пока я жив, я должен до­стичь всего, чего желаю: знаний, удовольствий, де­нег, славы».

Они черпают жизнь, насыщаются ею, пока их жизненные силы не истощаются. Измотанные и пресыщенные, они остаются в пустоте, и тогда понимают, что потеряли в жизни больше, чем при­обрели.

Цените саму жизнь, а не те плоды и достижения, которые она вам приносит. Тот, кто предается только удовольствиям, рабски следует эмоциям, страстям, транжирит свою жизнь. За все, что он приобретает таким образом, должно платить. И он платит своей жизнью.

Если же человек посвящает свою жизнь возвы­шенной цели, то чем больше он работает, тем силь­нее становится. Самое главное — это жизнь, и вы должны ее защищать, очищать, укреплять, освет­лять. Работайте, чтобы украсить вашу жизнь, укре­пить и освятить ее.

ПРИВЕДИТЕ СВОЮ ДУШУ В ПОРЯДОК

Вы не найдете в мире вокруг себя ничего того, че­го нет в вашей душе. Не бывает людей, в которых нет ничего хорошего, как и не бывает абсолютно пло­хих людей. В каждой душе есть и хорошее, и пло­хое. Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире.

Вам кажется, что если вы чего-то не видите, это­го не существует. Нет, просто вы не замечаете в ми­ре того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному все кажутся жадными, для любя­щего мир кажется наполненным любовью, а для не­навидящего — ненавистью.

Поэтому не заблуждайтесь: вы никогда не достиг­ните богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе.

ЦЕНИТЕ ДОБРОТУ И ЛЮБОВЬ ВЫШЕ ТАЛАНТА

Все восхищаются людьми, обладающими выдаю­щимися способностями в области науки, искусства или спорта. В мире много талантливых и одаренных людей. И это прекрасно, если Господь одарил чело­века талантом поэта, музыканта, математика.

Но не таланты и дарования спасут мир: его спа­сет любовь и доброта. Мир нуждается прежде все­го в тех, кто способен проявить высокие моральные качества. Стремитесь стать более добрыми, мудры­ми, любящими, честными. Любите себя и все во­круг вас.

АНАЛИЗИРУЙТЕ ВАШУ ЖИЗНЬ

Слишком часто из-за дел и хлопот человек забы­вает, для чего он пришел в этот мир. Люди забывают, что им недолго оставаться на этой земле. Материаль­ные приобретения, звания, чины — все, чего им так трудно было достичь, придется оставить здесь. Поче­му же люди направляют все свои способности только на то, чтобы заработать побольше денег, удовлетво­рить свои страсти, вкусно поесть?

Оглядывайтесь назад: посмотрите, что вы сдела­ли в жизни из любви к ближнему, для духа и света в мире.

СТАРАЙТЕСЬ НЕ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО

У многих людей есть привычка выражать свое недовольство всем и вся. Недовольство допустимо только по отношению к самому себе. Жалующийся на Бога и на свое существование, вредит сам себе. Будьте довольны своей судьбой, смиряйтесь со своим положением.

Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодо­левая их, укреплялись, а не отчаивались. Недоволь­ные судьбой люди неприятны и непривлекательны.

Друзья отдаляются от них. Как можно оставаться рядом с человеком, который только портит настрое­ние своими жалобами и упреками?

К несчастью, человеческая натура такова, что люди не любят долго слушать о чужих заботах, не­счастьях, болезнях. У каждого в этом мире своя боль. Наш мир наполнен болью, и поэтому лишен любви. Большинство людей настолько поглощено своими несчастьями, что они не могут отойти от са­мих себя, чтобы любить кого-либо другого.

Жалуясь на судьбу, вы не только напрасно теряе­те время. Вы теряете уважение людей. Они видят, что вы не умны, не сильны. Они постараются отда­литься от вас.

Если вы не хотите потерять друзей, прячьте от них ваши заботы, не жалуйтесь, будьте сильными. Сила и свет, исходящие от вас, привлекут к вам лю­дей. Они будут восхищены тем, что вы переносите жизненные испытания стойко, не жалуясь. Друзья придут к вам, чтобы подражать вам и набраться сил. И такие друзья останутся с вами навсегда.

НЕСИТЕ ЛЮДЯМ ЖИВЫЕ ДАРЫ

Во всех странах принято ходить в гости с подар­ками. Мы идем на встречу с другими с желанием принести им что-то хорошее. Не приходите к людям с пустыми руками и с пустым сердцем. Не ходите к друзьям, если вы не можете подарить им хотя бы добрый взгляд, добрую улыбку или несколько теп­лых слов. Надо приучиться отдавать людям все са­мое лучшее.

Пожимайте друзьям руки. Конечно, для многих, людей рукопожатие — это просто жест, совершенно машинальный. На самом деле рукопожатие несет в себе огромный смысл. Оно может утешить, подбод­рить, оживить людей и дать им много любви и тепла. Пожимая руку другу, мысленно пожелайте ему здо­ровья, мира и света.

Приближаясь к людям, старайтесь посылать им взгляд, исполненный бескорыстной любви и света. Где бы вы ни были, ваш взгляд должен быть искрен­ним, светлым, дружелюбным, чтобы люди, которых вы встречаете, получали через вас несколько лучей божественной любви.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ СЛОВАМИ

Многие люди не научились сдерживать свои мыс­ли и чувства. Если вы хотите жить в мире с людьми и с собой, не произносите вслух первое, что прихо­дит вам в голову. Сначала подумайте.

Используйте свой язык на благо себе и окружаю­щим. Говорите тогда, когда ваше сердце наполнено любовью. Если в душе кипит злоба и обида, лучше промолчите.

Будьте бдительны; не заходите в своей критике или обвинениях слишком далеко. Никогда не кон­чайте разговор словами, способными причинить обиду.

Даже если вы обязаны сделать кому-то заслу­женные критические замечания, постарайтесь сгла­дить их резкость положительным отзывом об этом человеке. Ведь в каждом живом существе есть что-то хорошее. Старайтесь найти это хорошее, поддер­жать его.

Прежде, чем сказать что-то человеку, спросите себя, для чего вы хотите высказаться. Вы хотите вы­разить свою любовь, объяснить что-то важное, осво­бодить его, излечить, или же ввести в заблуждение, свести счеты, унизить, обидеть? В последнем случае лучше промолчать.

Слово дано людям не для того, чтобы ослаблять или уничтожать им других. Его роль — поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшимся и пути. Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в спра­ведливости, мудрости и любви.

В своих словах надо быть осмотрительными. Но произносите пышных слов и фраз, не давайте обещаний, которых вы не в силах исполнить.

Следите за своими словами не только, когда вы на людях, но и дома, в семье. Наша беда в том, что мы привыкаем к своим ближним и постепенно начинаем считать, что уж им то мы можем сказать все, что о них думаем. Вот и получается, что самые родные люди слышат друг от друга столько грубостей и гадостей, сколько им не сказали за всю жизнь все их злейшие враги, вместе взятые. Остановитесь! Неужели вам нравится причинять боль вашим близким?

Научитесь говорить с любовью и добротой не только с людьми, но и с природой: деревьями, птица­ми, цветами, водой. Как зерна разносятся ветром и прорастают где-то в поле, так и наши добрые слова улетают и, уже вдали от нас, оборачиваются добры­ми делами.

РАБОТАЙТЕ С ЛЮБОВЬЮ

Старайтесь всегда работать с любовью. Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, кото­рый работает без любви, только ради заработка, ни­когда не получит хороших результатов. Можно ра­ботать в течение многих часов с любовью к своему делу и не почувствовать усталости. И можно обесси­леть после нескольких минут работы, если вы делае­те ее с холодным сердцем, без любви.

Все, что вы делаете, делайте с любовью или не делайте вовсе. Люди спрашивают себя, как стать не­утомимым. Секрет прост: любите то, что вы делаете, и тех, для кого вы это делаете.

Вкладывайте в работу душу, любовь и веру. Ина­че ваша работа будет безрадостной, как труд раба, который работает на своего хозяина.

Важно не то, сколько вы сделаете, а то, сколько любви вы вложите в свой труд.

НЕ ИЩИТЕ ЛЕГКИХ ПУТЕЙ

Не жалуйтесь на трудности и препятствия, кото­рые вы встречаете на жизненном пути. Именно они позволяют нам идти вперед. Почему корабли могут продвигаться в воде, а самолеты в воздухе? Потому, что вода и воздух оказывают сопротивление движе­нию. Невозможно продвигаться, если нет сопротив­ления материи движению. Препятствия, затрудне­ния в жизни — неотъемлемая часть порядка вещей, и мы должны научиться использовать это, чтобы ид­ти вперед.

Когда мы взбираемся в гору, мы цепляемся за любые неровности, чтобы карабкаться вверх. Поче­му же мы хотим, чтобы жизнь наша была гладкой, без всяких шероховатостей? Это счастье, что жизнь полна шероховатостей, благодаря этому мы живем. Нельзя желать жизни гладкой, без страданий, без горя, без неприятностей, без врагов, иначе вам не на что будет зацепиться при подъеме и вы скатитесь вниз. Тот, кто хочет легкой жизни, в действительно­сти, желает своего несчастья.

Судьба помещает нас в определенные условия неспроста. Оказавшись перед трудностями внеш­него мира, мы должны проявить стойкость. Как до­стичь этого? Так же, как спортсмены, навигаторы, альпинисты, упражняющиеся ежедневно и приуча­ющие себя переносить жару, холод, усталость, не­достаток пищи и сна. Мы тоже должны научиться переносить трудности, превозмогать боль и хорошо держаться физически и морально. Если вы выбра­ли благородную цель, и путь к ней тяжел, Бог по­может вам.

НЕ СОСРЕДОТОЧИВАЙТЕСЬ НА НЕПРИЯТНОСТЯХ

Бессмысленно реагировать на мелкие неудачи так, как будто это настоящие катастрофы. Потерян­ный кошелек, пересоленный суп, неудачная покуп­ка — это мелочи, на которых не стоит заострять вни­мание. Надо научиться сопоставлять мелкие непри­ятности бытия со всеми благами, которые нам щедро предоставило Провидение.

Люди склонны считать, что они имеют слишком мало по сравнению с другими: у соседа новый авто­мобиль, а у меня — подержанный, у подруги — кольцо с бриллиантом, а у меня — с искусственным жемчугом. Но почему бы вам не увидеть тех пре­имуществ, которыми вы обладаете в сравнении с множеством других людей — бездомными, неизле­чимо больными, нищими?

Вас преследуют неудачи, вы не видите ничего хо­рошего в будущем? Один день не похож на другой, и если сегодня солнце прячется за тучи, то завтра оно выглянет из-за них, и мир улыбнется вам.

В каждой ситуации, в любом событии есть две стороны — положительная и отрицательная. Не сосредоточивайтесь на темной стороне жизни, не под­давайтесь отчаянию даже в самые тяжелые ми­нуты.

НЕ БЕГИТЕ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Тот, кто думает, что можно избежать обязаннос­тей и ответственности и жить легко и приятно, оши­бается. Некоторые считают свою семью плохой, ра­боту — слишком трудной, окружающих — скучными и мечтают лишь о том, чтобы их оставили в покое. Жена бросает надоевшего мужа и уходит к друго­му — более преуспевающему и привлекательному. Муж оставляет жену и ребенка ради более молодой и здоровой женщины. Дети помещают своих беспо­мощных родителей в дом престарелых и после этого даже не навещают их.

Такое поведение нельзя считать правильным. Ко­нечно, мы вольны что-то изменять в своей жизни. Но нельзя улучшать свою жизнь за счет несчастья других людей. Подумайте, исполнили ли вы все свои обязанности по отношению к тем, с кем расстаетесь. Если вы выбираете легкий путь, отказываясь от от­ветственности, не думайте, что вам предстоят только радости и удовольствия.

В один прекрасный день вам придется вернуться, чтобы принять на себя всю ответственность, от которой вы пытались убежать.

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ РАЗОЧАРОВАНИЮ

Иисус испытывал сопротивление в продолжение всей земной жизни. И все-таки Он исполнил возло­женную на него миссию. Что бы Он ни делал, люди находили в нем вину. Если он говорил что-нибудь хорошее, они немедленно противоречили. Он имел колоссальное терпение. Но Он не позволял себе ра­зочаровываться. Это то, что поддерживало и охраня­ло Его, и то, что поддержит вас.

Если вы решите не поддаваться чувству обиды и разочарования, то сможете сделать все, что при­званы совершить. Избегайте разочарования, спеши­те прочь от него и будьте скоры на прощение.

Не теряйте надежду на Бога, даже если вы по­терпели неудачу. Бог прощает нам ошибки, но не прощает разочарования. Разочарование — это удел горделивых людей, которые переоценили свои силы. Смиренный никогда не разочаровывается.

Не поддавайтесь отчаянию, даже если вы чувст­вуете себя никому не нужными, больными и всеми забытыми. Помните, что Бог любит вас. Он сказал: «Даже если мать забудет свое дитя, я не забуду те­бя». Не отчаивайтесь, и Бог поможет вам найти но­вую причину, чтобы жить, или даст вам умереть с умиротворенной улыбкой на устах.

НЕ БОЙТЕСЬ СТРАДАТЬ

Страдание посылается нам, чтобы предупредить, что мы сбились с правильного пути. Страдание необ­ходимо нам, чтобы спасти нас. И не надо бороться со своим спасителем. Страдание не приходит случайно, это не месть и не наказание. Это предупреждение. Страдания, изменяющие нас, это особый дар Божией любви.

Поскольку страдания избежать нельзя, лучше терпеть его и продвигаться вперед, вместо того, чтобы мучиться и оставаться на месте! Сколько людей, встречаясь с испытанием, начинают восста­вать против Неба: «Как? За что? Почему именно мне такие испытания?» Смиритесь и примите по­сланные вам испытания, но постарайтесь извлечь из них полезные для вашего духовного развития элементы.

Человек не может не страдать. Страдание неиз­бежно. Принимая страдание, вы приводите в дейст­вие скрытые силы, которые производят в вас громад­ную работу. Человек — Божье творение, и он облада­ет силами, чтобы преодолеть испытания, которые ему посылает Бог.

Надо любить испытания, так как испытания име­ют смысл. Благодарите Господа за страдания, кото­рые он посылает вам. Кто-то возразит: «Как? Благо­дарить Бога за то, что я болен, несчастен, живу в ни­щете?» Да, в этом заключается великий смысл: даже в несчастье надо найти причину для благодарности. Вы бедны, жалки? Благодарите, благодарите, радуй­тесь, что вы видите других здоровыми и живущими в изобилии...

Немного погодя перед вами откроются некие двери и благословения начнут изливаться на вас. Восставая против испытания, вы проявляете толь­ко свою гордыню. Говорите: «Спасибо, Господи, конечно, есть причина моим страданиям. Я несовер­шенен, я наделал глупостей, я должен научиться чему-то». Проявите смирение, и вы почувствуете, что вам станет легче, ситуация изменится к луч­шему.

Когда мы пресыщены, богаты, довольны собой, мы скользим по поверхности вещей. Тогда как одиночество, печаль заставляют нас обратиться внутрь себя, чтобы найти там истинное богатство, истинную силу, настоящую поддержку. Жизнь ве­ликих людей полна испытаний. Каждый, кто сде­лал в своей жизни что-то значительное, много страдал.

ПОМНИТЕ, ЧТО СТРАДАНИЯ ПРЕХОДЯЩИ

Когда у вас возникают трудности, скажите себе: «Это не может длиться долго». Эта формула очень

эффективна. Сама мысль о том, что несчастья прехо­дящи, помогает их перенести. Несчастья не могут длиться вечно. Двадцать, тридцать, сорок лет — это мгновение по сравнению с вечностью. Нужно только потерпеть.

Вы оказались в запутанной ситуации? Вы сами способствовали этому. Тогда, загоняя себя в тупик, вы были спокойны и настойчивы. И теперь вы должны проявить настойчивость и терпение, чтобы выбраться из этого положения. Добру, как и злу, необходимо время, чтобы проявиться. Каковы бы ни были посланные вам испытания, говорите себе, что это только плохой момент, который скоро ми­нет, не оставив никаких следов. И погружайтесь в работу.

СМОТРИТЕ ВВЫСЬ

Когда у человека трудности, он сосредоточива­ется на них, подолгу размышляет о своих неуда­чах, о всех заботах, волнениях, печалях. Устрем­лять свой взгляд вниз — это неблагодарное заня­тие, надо стараться смотреть ввысь — туда, где свет, мудрость, красота, — все то, что может побу­дить вашу душу найти средства для преодоления трудностей.

Заботы, печали существуют всегда, и мы от них не защищены. Чтобы их преодолеть, надо защи­щаться. От дождя вы защищаетесь зонтиком, в хо­лод одеваетесь потеплей. А в борьбе с трудностями надо смотреть ввысь, чтобы черпать там свет и силу.

УЛЫБАЙТЕСЬ

Если вы в плохом настроении, потому что вас обидели или огорчили плохой новостью, восполь­зуйтесь силой улыбки. Даже если вас никто не ви­дит, постарайтесь улыбнуться, чтобы показать се­бе самому, что вы выше всяких трудностей. Ду­майте, что вы неуязвимы, бессмертны, вечны. Подарите себе улыбку, как вы делаете это иногда, проходя мимо зеркала. Даже если ваша улыбка будет немного вымученной, это уже начало улуч­шения. Как только вы улыбнетесь, вы почувствуе­те себя в лучшем расположении духа. А в хоро­шем настроении вам будет легче решить все ваши проблемы.

Вы не представляете, как много хорошего способ­на дать вам самим и людям, окружающим вас, обыч­ная улыбка. Бог помогает тем, кто все неприятности и горести встречает не нытьем и жалобами, а радос­тью и улыбкой. Получив от жизни очередной удар, скажите себе: «Все могло быть гораздо хуже» и улыбнитесь...

ЛЮБИТЕ

Когда вы чувствуете себя несчастным и покину­тым, постарайтесь дать отпор этому настроению. Вместо того, чтобы грызть себя и мучить окружаю­щих, постарайтесь сделать что-нибудь с любовью. Произнесите хотя бы одно слово с любовью, просто подумайте с любовью о ком-нибудь. Любить челове­ка — значит желать ему добра.

Не бойтесь любить. Открывайте сердце и старай­тесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно пере­стать видеть в других и себе только недостатки и ошибки.

Ищите и находите в людях прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих и других людей на про­явление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов.

Иисус пришел к нам и умер на кресте только ра­ди того, чтобы мы научились любить. Бог хочет, что­бы мы любили, так любите же!

Учитесь любить. Любовь требует усилий. Она не приходит сама по себе.

Любовь — это искусство, и она требует трени­ровки, так же, как приобретение любого навыка. Хорошие врачи, музыканты, художники, спортсме­ны часами упражняются, чтобы усовершенство­вать свои умения и способности. Так же и с любо­вью. Если мы перестанем любить кого-то при пер­вом же осложнении отношений, мы не разовьем в себе умения любить. Если мы не будем прикла­дывать усилий, чтобы любить, мы будем одиноки и несчастны.

УМЕЙТЕ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ СЧАСТЬЕМ

Бывают дни, когда у вас все прекрасно: вы чувст­вуете себя богатым, счастливым, здоровым. Думаете ли вы в этот момент о тех, кто беден, болен и несчастен. Надо уметь отдать что-то из того, что есть у вас, ибо лишь отдавил, мы приобретаем. Чтобы сохранить счастье, им надо делиться.

Как-то в наш дом пришли двое молодых людей. Я сразу догадалась, что они молодожены — их лица прямо-таки светились счастьем. Они дали мне очень большую сумму денег на нужды бедных. Я спросила их: «Откуда у вас столько денег?» Они ответили: «Несколько дней назад мы поженились. Мы решили не устраивать свадьбу, не приглашать гос­тей, не покупать свадебные наряды. А все деньги, которые мы таким образом сэкономили, мы хотим отдать вам». Я прекрасно знаю, что значит свадьба для индусов и понимаю, какую огромную жертву они принесли. И я спросила их: «Зачем вы сделали это?» И знаете, что они мне сказали? — «Мы очень любим друг друга. Любовь принесла нам столько счастья, что мы решили поделиться им с бедными, которым вы служите».

РЕШАЙТЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ СИЛОЙ, А ЛЮБОВЬЮ

В своих отношениях с другими люди часто дей­ствуют с позиции силы. Этим они только усложня­ют и обостряют проблему, потому что такое пове­дение вызывает у других желание противодейство­вать, ваять верх и даже уничтожить их. Люди не решат ничего, пока будут действовать грубой си­лой, а не силой любви и света. Единственный путь решения проблем — проявить любовь, красоту, смирение.

Конечно, не все уладится сразу, поскольку дру­гие могут принять вашу любовь и смирение за сла­бость и глупость и воспользуются этим. Но потерпи­те... Через некоторое время они поймут, что ваше по­ведение продиктовано не слабостью, а наоборот, большой нравственной, духовной силой. Другие нач­нут относиться к вам доброжелательно и с уважени­ем, и все уладится.

Постарайтесь решать ваши проблемы с родными и сослуживцами, друзьями и недругами, проявляя любовь. Действуя таким образом, вы заставите их отвечать вам тем же.

Противопоставляя злобе злобу, ненависти — не­нависть, насилию — насилие, вы идете очень нахо­женным путем, который никого не приводил к хоро­шему. Злобе нужно противостоять добротой, ненави­сти — любовью, нежностью и терпением следует побеждать гнев.

Только добро может бороться со злом. Добро сильно, а зло слабо. Зло можно сравнить с камнем, брошенным вверх: подъемная сила ослабевает со временем. Добро же можно сравнить с камнем, бро­шенным с вершины башни: его движение убыстряет­ся со временем. В этом секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло, напротив, всемогу­ще вначале, но ослабевает со временем.

УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ

Вас кто-то обидел? Это не дает вам права мстить. Месть не восстанавливает справедливость. Многие думают, что во имя справедливости они могут дать урок одним, наказать других. Нет, такое понимания справедливости — источник многих несчастий. Прибегайте к принципу, который выше правосудия — принципу любви и доброты.

Две тысячи лет назад Иисус Христос дал миру новое Учение, а христиане до сих пор соблюдают закон Моисея: око за око, зуб за зуб. Не надо фанатично со­блюдать этот закон справедливости, искать мести, ес­ли вы хотите стать истинно свободными. Месть ничего не решает, она только осложняет положение.

Вы сделали для кого-то добро, помогли ему, под­держали, но однажды обнаружили, что он не заслу­живал этого. Смиритесь с таким положением вещей, не ищите способа отомстить ему, наказать его. Про­явите благородство и доброту: закройте глаза на его недостойный поступок, простите его и вычеркните из памяти этот эпизод. Только так поступая, мы духов­но растем.

Вы можете сказать: «Я прощаю тебя, но никогда тебе этого не забуду». Но это не прощение. Если ты прощаешь, значит, восстанавливаешь отношения с этим человеком так, как если бы он никогда не по­грешил против тебя. Простить — значит стереть все дурное, как будто его и не было.

15:45 

о любви. Тонио Гуэрра

Тонино Гуэрра за свою творческую карьеру написал сценарии более чем к 100 фильмам, многие из которых стали классикой. Известный сценарист работал с классиками мирового кинематографа, среди которых Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Тео Ангелопулос.

Смерть Гуэрры для многих в России стала личной утратой, сам художник называл себя "русским по жене" и часто приезжал в Россию, где у него было много друзей.


Воздух
Воздух – это легкая вещь вокруг твоей головы, он становится более светлым, когда ты улыбаешься.

О ней
Чтобы поймать смеющееся сердце Лоры, я подарил ей клетку, в которой жили мои письма.

О России
Когда длинная зима, нужны сказки, чтобы согреться.

Метаморфозы
Шум дождя мне нравится сейчас более, чем громкие симфонические концерты.

Одиночество
Одиночество тоже компания.

Нежность
Даже не могу объяснить. Это как будто вас погладила бабочка или присела к вам на плечо.

Старость
...До семидесяти лет я преклонялся перед грандиозными произведениями искусства, перед шедеврами, которые создало человечество. У меня было много сил для обожания... Сейчас меня очаровывают только естественные вещи, только то, что создано природой. Дождь или снег-это всегда спектакль. И ты уже не зритель, не обожатель. Ты часть вселенной.
Я узнал, что в старости можно испытывать большие наслаждения просто потому, что ты трогаешь глубину того, что видишь.
Однажды я объяснял разницу между двумя словами-смотреть и видеть.Молодость смотрит, а старость видит. Когда ты молод, ты ослеплен миром,ты видишь цвет, материал. Ты часто смотришь, но не видишь.
Недавно в Италии я ехал в машине и увидел одну вещь, которая меня поразила. Я попросил остановить машину и вышел. Это была простая чугунная скамейка. Она была заброшенной и покрытой мхом. Она была такой старой, что на нее уже никто не садился. Я увидел ее одиночество, я увидел стариков, которые раньше сидели на ней и смотрели на проезжающие машины. Эти старики уже давно умерли, и скамейка была одинока. Я сел на нее, чтобы разделить с ней одиночество.
Это одно из наслаждений старости-видеть...

Любовь
За два дня до смерти Федерико Феллини сказал: "Как хочется влюбиться еще раз!" Я был потрясен! На самом краю человек хотел еще раз пережить любовь, парить над землей, подчиняться тому, кому хочется подчиняться, слышать музыку оркестра в душе… Он говорил не о женщине,он хотел сказать, что любовь — это один из волшебных моментов в жизни. Когда ты любишь, ты перестаешь быть просто человеком, а становишься ароматом. Ты не ходишь по земле, а паришь над ней. Вот это состояние влюбленности и есть главное в жизни. И неважно, во что ты влюблен — в женщину, в работу, в мир или в жизнь… Любовь — это не радость и не печаль, не награда и не испытание, а все вместе это путешествие в сказочную и волшебную страну, тропинка к тайне, которую предстоит открыть. Любовь всегда уходит, все имеет свой конец. Но одно состояние всегда переливается в другое, и это другое может быть более сильным чувством, чем влюбленность. Сегодня браки недолговечны, и бывшие влюбленные лишаются великого открытия — как это прекрасно идти вместе,держась за руки, к смерти. Многим кажется, что новые отношения принесут более сильные ощущения. Это не так. В итальянском языке есть такое слово, которое невозможно перевести на русский — «волер бене». Дословно это означает — хотеть хорошо. Есть «амаре» — любовь, а есть «волер бене». Это когда к человеку относишься так, что нет никого ближе его.«Амаре» держится на физическом наслаждении. Самое сильное чувство на земле — это когда «амаре» перерастает в «волер бене». Нет ничего более важного на земле, чем чувство «волер бене». Оно приходит только через годы, прожитые вместе, и эти годы не должны унести доверия. Потеря такой долгой связи более трагична, чем потеря любви и уж тем более физического наслаждения. Потеря «волер бене» — это и есть настоящее,глубокое одиночество, абсолютная пустота. Мне посчастливилось пережить«волер бене». Мне будет девяносто, а рядом со мной Лора — моя жена,которую я нашел в России более тридцати лет назад.
Я встречался с удивительными историями любви. Я родился и живу там, где стоит замок Франчески да Римини, которую Данте поселил в Сант-Арканджело. Там она любила Паоло, там муж Франчески убил влюбленных. И поскольку все это произошло в десяти шагах от моего дома, нет истории любви для меня более яркой и близкой. Огромное «волер бене» было между моим величайшим другом Федерико Феллини и Джульеттой Мазиной. За Феллини ухаживали все женщины мира, но его последний жест был подлинным гимном любви к Джульетте — практически парализованный он сбежал из клиники, когда узнал, что она умирает в больнице в Риме. Он преодолел пятьсот километров и лег с ней рядом. А когда умер Феллини, не стало и Джульетты.

15:39 

о главном

Не знаю насколько правда, но красиво, наиболее интересным мне кажется евангилие от иоанна, хотя при переводе на руский с греческого логос перевели как "слово", романтично, красиво, но схоластам понятно , что "в начале было слово" и "в начале был логос" несколько разные вещи. А если представить, что было утеряно при переводе на греческий, то весьма возможно.
1. Наш, православный вариант молитвы "Отче наш"

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

2. Перевод этой же молитвы, как она есть с древнеарамейского. С языка на котором она была впервые записана.

О, Дышащая Жизнь,
Имя Твоё сияет повсюду!
Высвободи пространство,
Чтобы посадить Твоё присутствие!
Представь в Твоём воображении
Твоё «Я могу» сейчас!
Облеки Твоё желание во всякий свет и форму!
Прорасти через нас хлеб и
Прозрение на каждое мгновение!
Развяжи узлы неудач, связывающие нас,
Как и мы освобождаем канатные верёвки,
которыми мы удерживаем проступки других!
Помоги нам не забывать наш Источник.
Но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем!
От Тебя возникает всякое
Видение, Сила и Песнь
От собрания до собрания!
Аминь. Пусть наши следующие действия произрастают отсюда.

15:34 

театральные костюмы

15:30 

декор, дизайн

00:24 

о главном

Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил: «Тот из вас, кто первым добежит до дерева, получит всё». Когда он сделал знак, дети крепко сцепились руками и… побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались сладкими фруктами. Удивленный ученый спросил у детей, почему они так сделали, ведь каждый из них мог получить приз единолично. На что дети ответили: «Обонато!» Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? «Обонато» (или убунту) на их языке означает «я существую, потому что мы существуем».

африканские детиУбунту — это африканское этическое учение, своего рода гуманистическая философия, опирающаяся на доверие людей и их взаимосвязи. Некоторые считают убунту коренной африканской философией и мировоззрением, другие же полагают, что основные принципы убунту были сформулированы лишь в последнее время. Различия во мнениях связаны с тем, что философские учения и религиозные взгляды африканских племен до сих пор недостаточно изучены. Как говорят исследователи[1], «большинство учений скорее устные, чем письменные, их проживают, а не рассказывают о них в прессе».

Отсутствие каких-либо письменных источников существенно осложняет изучение убунту, но нисколько не умаляет сам феномен. Попробуем по крупицам собрать то, что известно об убунту сегодня.

Происхождение понятия

Слово «убунту» пришло из африканских языков зулу и коса и может быть примерно переведено как «человечность по отношению к другим» и «вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество». Аналогичные термины есть во многих африканских диалектах; они также означают великодушие, вежливость и человечность по отношению к другим. Считается, что понятию «убунту» очень сложно найти эквивалент в западных языках. Когда в Африке нужно дать высокую оценку кому-то, можно просто сказать: «Yu u nobuntu» — «Такой-то человек имеет убунту». Это будет означать, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания. И делится тем, что у него есть.

Определения

В 1980 г. Дж. Т. Самкандж, историк, журналист и писатель из Зимбабве, попытался систематизировать принципы убунту. Он выделил три основных момента:

— Быть человеком означает подтвердить свою человечность, признавая человечность в других и на этой основе устанавливая уважительные человеческие отношения с другими.

— Если и когда некто сталкивается с окончательным выбором между богатством и сохранением жизни другого человека, то он должен сделать выбор в пользу сохранения жизни.

— Король обязан своим статусом, включая все связанные с ним полномочия, воле своего народа. По словам Самканджа, этот принцип «глубоко укоренился в традиционной африканской политической философии».

Лейма Роберта Гбови, либерийская активистка-миротворец, лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год, дала самое известное определение принципу убунту: «Я есть, потому что мы есть». Это короткое и афористичное определение наполнено глубоким смыслом. Я не существую оторванно, изолированно, обособленно. И мое существование определяется не мною (или не только мною). Мы настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что обособленного существования просто не может быть: мы живая часть огромного живого Целого. И каждый из нас таков, каков он есть, каждый из нас существует потому, что существуем мы — Целое. Мое личное существование обусловлено существованием Целого, миниатюрной, но неотъемлемой частью которого я являюсь. Согласитесь, нелегко сходу принять такую идею!

Англиканский архиепископ Десмонд Туту (первый чернокожий епископ в ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года) написал в 2003 г. в своей книге «Нет будущего без прощения»: «Человек с убунту открыт и доступен для других, принимает других, не страдает оттого, что другие лучше и способнее, и все это — на основе глубокой убежденности, идущей от понимания того, что он или она принадлежит великому целому и умаляется, когда другие страдают или угнетены». Получив богословское образование и проработав некоторое время в Великобритании, Десмонд Туту сохранил мировоззрение коренного африканца. Борясь с апартеидом, он делал ставку не на насилие, а на изменение сознания сограждан, видя в идеологии убунту прекрасную для того платформу.
Далай Лама и Десмонд Туту

Далай Лама XIV и Десмонд Туту

Позднее, в 2008 г. в одном из выступлений Туту говорил: «Одним из понятий в нашей стране является убунту — суть человеческого бытия. Убунту, в частности, говорит о том, что вы не можете существовать как человек изолированно. Это говорит о нашей взаимосвязи. В одиночку не можете полноценно быть человеком, и когда у вас есть это качество — убунту, вас узнают по вашей щедрости. Мы слишком часто считаем себя индивидуальностями, отделенными друг от друга, в то время как мы соединены и то, что мы делаем, влияет на весь мир. Когда мы делаем что-то хорошее, это распространяется вовне, это для всего человечества».

Если бы Декарт знал убунту…

Постойте-постойте, спросит вдумчивый читатель, но какое лично я имею отношение ко всем этим африканским сказкам? Тем более, мы прекрасно знаем, что в реальной жизни все совсем иначе: ты можешь рассчитывать только на себя и на ближайших друзей в лучшем случае. О какой глобальной взаимозависимости может идти речь, если мы с детства приучены и привыкли мыслить категориями отдельных личностей, каждая из которых уникальна и от других не зависима?
Нельсон Мандела

Нельсон Мандела, первый чернокожий президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1993 г., приводит следующий пример: «Путешествующий по стране остановится в деревне, и ему не нужно будет просить еды или питья. Как только он останавливается, люди дают ему еду, заботятся о нем. Это один из аспектов убунту, но есть и другие. Убунту не означает, что люди не должны становиться богаче. Вопрос в том, собираетесь ли вы поступать так, чтобы сообщество вокруг вас могло стать лучше».

Так в том-то и дело, что мы именно «привыкли» мыслить каждую личность независимой. Но это не означает, что мы делаем это сознательно. Скажем больше, это не означает, что каждая личность на самом деле настолько независима, как нам кажется. Взгляд на мир, который мы исповедуем (именно «исповедуем», как религию, не задумываясь подчас о его происхождении и основах) не такой уж древний. Начало ему было положено в XVII веке Рене Декартом, представлявшим Вселенную в виде большого «механизма», состоящего из отдельных независимых частей и работающего по предустановленным законам. Каждая индивидуальность, человек в этом случае — тоже часть этого механизма. Самостоятельная часть, изначально отдельная от общества. Ключевой момент индивидуальности в картезианской[2] философии — ее самодостаточность. «Cogito ergo sum», «Мыслю, следовательно, существую», — это положение Декарта не только дало мощный импульс научному мышлению, но и посеяло первые семена индивидуализма, пышно расцветшего уже в наше время. Многие из его плодов нам слишком хорошо известны: всеобщая разобщенность, расовые и социальные противоречия, политика, поставленная на службу отдельным личностям, а не народу в целом.

В убунту индивидуальность понимается несколько иначе, а именно — в контексте ее взаимоотношений с другими индивидуальностями. Люди существуют только во взаимосвязях с другими людьми, и по мере того, как меняются эти взаимосвязи, меняются и характеры самих людей. Проще говоря, индивидуальность человека есть следствие, производная его взаимосвязей с другими людьми и с окружающим миром в целом. Он не один, он часть целого. Он как звено в цепочке: звено только тогда становится звеном, когда связано с соседними звеньями; без этого оно просто кольцо. Таким образом, понятие «индивидуум» применительно к какому-либо человеку в убунту расширяется на множество людей, с которыми связан человек. Чтобы это понять, человеку с западным индивидуалистическим мышлением требуется перейти от изолированности к солидарности, от независимости к взаимозависимости, от индивидуальности как части сообщества к индивидуальности как сообществу. А это непросто.

На помощь приходит буддизм
логотип убунту

Для большинства людей на Западе Ubuntu — это, прежде всего, операционная система, основанная на идеологии OpenSource. На логотипе Ubuntu изображены три человечка, держащиеся за руки. Это означает сообщество людей, готовых безвозмездно делиться своими разработками на благо ближних, это символ взаимопомощи и постоянства. Оказывается, идеология убунту очень практична и мы вполне готовы следовать ей — как минимум, в IT-сфере.

На первый взгляд все это кажется невозможным для осознания и принятия, но это не так сложно, как кажется. Ведь многие на Западе уже сегодня практикуют буддизм, а классический буддизм в отношении понятия индивидуальности стоит ровно на том же фундаменте, что и убунту. Вспомним одно из ключевых понятий в буддизме: Пустоту. Одна из классических формулировок принципа Пустоты — «Мир пуст от независимого существования». Практикующий буддист путем долгих размышлений должен самостоятельно убедиться в справедливости этой истины: в этом мире нет ничего полностью независимого, оторванного, самодостаточного. Все взаимосвязано.

Далай-лама XIV в своих книгах предлагает всем желающим убедиться в этом самостоятельно. Может ли современный человек считать себя полностью изолированным и независимым от других? Нет. Ведь у него есть мама, благодаря которой он появился на этот свет, есть родители, воспитавшие его. У него есть учителя, благодаря которым он приобрел знания. Есть врачи, которые помогли сохранить здоровье. Чем больше человек размышляет в этом направлении, тем больше он убеждается в том, насколько его собственная жизнь зависит от любви и сострадания его родных и близких. Он не одинок, он вырос в поле любви и сострадания, он часть этого поля и должен поддерживать и развивать его.

Американский физик Вик Мэнсфилд проводит схожие параллели в своей книге «Тибетский буддизм и современная физика»: «Принцип пустоты… глубоко перекликается с древним южноафриканским принципом убунту: «Я есть потому, что ты есть». Само мое существование нуждается в твоем существовании. Ничто не существует изолированно, независимо, говорим ли мы о частицах или людях. Мы не существуем сами по себе, а являемся выражением нашей зависимости друг от друга, от сообщества, от окружения. Из этого следует, что если ты страдаешь, то и я страдаю. Если ты счастлив, то и я счастлив».

Вместо заключения

В известной сказке Сергея Козлова «Ежик в тумане» главные герои гораздо лучше философов объясняют, что такое убунту. Ежик предлагает своему лучшему другу Медвежонку представить, что его, Ежика, нет. Медвежонок пыхтит, старается изо всех сил, задает разные вопросы, но у него это никак не выходит. Да и как можно представить, что лучшего друга — и вдруг нет? В отчаянии он бросает:

— Если тебя нет, то и меня нет.

Услышав это, в Африке бы сказали, что Медвежонок точно имеет Убунту.

копилка для размышлений

главная